Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:
Комплексно-краеведческий музей

 

Комп­лек­сно - кра­евед­ческий му­зей мор­довс­кой куль­ту­ры и бы­та

Ру­ково­дитель му­зея: Бо­зоро­ва Ека­тери­на Ива­нов­на

Гра­фик ра­боты

Дни и вре­мя ра­боты – По­недель­ник – пят­ни­ца – 09.00 – 16.00 Вы­ход­ные дни – Суб­бо­та, воск­ре­сенье

Совет музея

Со­вет му­зея

1. Бо­зоро­ва Е.И. – ру­ково­дитель му­зея, пред­се­датель Со­вета му­зея, пе­дагог ДО «Ак­ти­вис­ты школь­но­го му­зея». 2. Лев­ша­нова Н.В. – ЗДВР 3. Лю­тина В.Ф. – ЗДУВР, учи­тель ге­ог­ра­фии 4. Бур­та­сова В.И. – стар­шая во­жатая, пе­дагог ДО «Мор­довс­кий фоль­клор». Командиры классов.

Це­ли и за­дачи му­зея

Цель – Вос­пи­тание у уча­щих­ся граж­данс­твен­ности, рос­сий­ско­го пат­ри­отиз­ма, то­лерант­нос­ти, ак­тивной жиз­ненной по­зиции, все­мер­ное со­дей­ствие раз­ви­тию ком­му­ника­тив­ных ком­пе­тен­ций, на­выков исс­ле­дова­тель­ской ра­боты уча­щих­ся, воз­рожде­ние, сох­ра­нение, раз­ви­тие куль­ту­ры мор­довс­ко­го на­рода, раз­ви­тие твор­ческих спо­соб­ностей де­тей, фор­ми­рова­нию ин­те­реса к оте­чест­вен­ной куль­ту­ре и ува­житель­но­го от­но­шения к нравс­твен­ным цен­ностям прош­лых по­коле­ний. За­дачи: 1. Соз­да­ние сис­те­мы граж­данс­ко-пат­ри­оти­чес­ко­го вос­пи­тания уча­щих­ся, спо­собс­тву­ющей со­ци­али­зации мо­лоде­жи и осоз­на­нию школь­ни­ками при­над­лежнос­ти к судь­бе Оте­чест­ва, от­ветс­твен­ности за се­бя и ок­ру­жа­ющую дей­стви­тель­ность. 2. Прив­ле­чение мо­лоде­жи к ак­тивно­му учас­тию в по­ис­ко­во – исс­ле­дова­тель­ской ра­боте: по­ис­ку и сбо­ру кра­евед­ческо­го ха­рак­те­ра; уче­ту и хра­нению соб­ранных пред­ме­тов и до­кумен­тов; их сис­те­мати­зация и ме­тоди­чес­кая об­ра­бот­ка; оформ­ле­ние и экс­по­ниро­вание ма­тери­алов; ис­поль­зо­вание ма­тери­алов му­зея в учеб­но–вос­пи­татель­ной ра­боте в шко­ле. 3. Про­веде­ние на ба­зе ма­тери­алов му­зея мас­со­вых ме­роп­ри­ятий, пос­вя­щен­ных дню По­беды, дням во­инс­кой Сла­вы, дню за­щит­ни­ка Оте­чест­ва, дру­гим па­мят­ным да­там в ис­то­рии стра­ны, ре­ги­она, се­ла; 4. Про­веде­ние экс­кур­си­он­ной ра­боты.

Краткая характеристика музея

Об­ласт­ной Кон­курс про­ек­тов школь­но­го му­зея на грант «Сох­ра­ни свою ис­то­рию»

Учас­тие в но­мина­ции «Про­ек­ты по изу­чению ис­то­рии, тра­диций и об­ря­дов род­но­го края»

«Сох­ра­ни свою ис­то­рию»

 

Крат­кая ха­рак­те­рис­ти­ка му­зея

Му­зей отк­рыт в 1985 го­ду к 40–ле­тию По­беды в Ве­ликой Оте­чест­вен­ной вой­не. В 2000 го­ду му­зей пас­порти­зиро­ван и по­луче­но Сви­детель­ство о прис­во­ении ста­туса му­зея об­ра­зова­тель­но­го уч­режде­ния /при­каз Уп­равле­ния об­ра­зова­ния № 353 от 28 июля 2000 го­да/. В 2002 – 2003 учеб­ном го­ду му­зей за­нял 1 мес­то в район­ном смот­ре – кон­курсе школь­ных му­зе­ев. В 2007 го­ду за ак­тивное учас­тие в об­ласт­ном кон­курсе на луч­шую ор­га­низа­цию ра­боты школь­ных му­зе­ев в пат­ри­оти­чес­ком вос­пи­тании уча­щих­ся му­зей по­лучил Дип­лом ГОУ ДОД Об­ласт­но­го цент­ра детс­ко – юно­шес­ко­го ту­риз­ма и кра­еве­дения. Ра­ботой му­зея ру­ково­дит Со­вет му­зея, сос­то­ящий из пе­даго­гов и уча­щих­ся, ко­торый раз­ра­баты­ва­ет кра­евед­ческие за­дания по клас­сам и дей­ству­ет сог­ласно По­ложе­нию о школь­ном му­зее.

Экс­по­зиции му­зея

Ис­то­рия се­ла

Экс­по­зиция му­зея на­чина­ет­ся со стен­да «Ис­то­рия се­ла», где по фо­тог­ра­фи­ям прос­ле­жива­ет­ся связь прош­ло­го с сов­ре­мен­ностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ис­то­рия шко­лы

Сле­ду­ющий стенд «Ис­то­рия шко­лы», ко­торый по­казы­ва­ет ис­то­рию ста­нов­ле­ния шко­лы в се­ле, где за­печат­ле­ны кол­лекти­вы учи­телей, ра­бота­ющих еще в ста­рой шко­ле и ны­неш­ний кол­лектив учи­телей.

 

 

 

 

 

 

 

 


Ник­то не за­быт, нич­то не за­быто

Осо­бое мес­то в му­зее за­нима­ют три пос­ле­ду­ющих стен­да, пос­вя­щен­ных во­ен­но-пат­ри­оти­чес­кой те­мати­ке: пер­вый из них «Ник­то не за­быт, нич­то не за­быто», на ко­тором сос­ре­дото­чены спис­ки по­гиб­ших в Ве­ликой Оте­чест­вен­ной вой­не, а так­же фо­тог­ра­фии с отк­ры­тия па­мят­ни­ка по­гиб­шим во­инам-зем­ля­кам, ма­тери­алы об учи­телях-ве­тера­нах.

 

 

 

 

 

 

 


Сер­гей Пет­ро­вич Конд­раш­кин

Вто­рой стенд пос­вя­щен на­шему зем­ля­ку Сер­гею Пет­ро­вичу Конд­раш­ки­ну, пов­то­рив­ше­му под­виг Алек­санд­ра Мат­ро­сова в да­леком За­полярье Мур­манс­кой об­ласти. Мно­го ма­тери­алов соб­ра­но о нем в ре­зуль­та­те по­ис­ко­вой ра­боты: это ри­сун­ки Р.Ях­ни­на, ху­дож­ни­ка с г.Санкт-Пе­тер­бург, ко­торый за­печат­лел под­виг С.П.Конд­раш­ки­на, по­эма «Сер­гей Конд­раш­кин», на­писан­ная мест­ной по­этес­сой Л.М.Ша­пош­ни­ковой, быв­шим оку­лис­том Ку­зова­товс­кой ЦРБ, ан­ке­та-зап­рос о наг­ражде­нии С.П.Конд­раш­ки­на ор­де­ном Оте­чест­вен­ной вой­ны и справ­ка Цент­раль­но­го ар­хи­ва о наг­ражде­нии, ко­торые нам пре­дос­та­вил М.Т.Чу­гуря­ев, майор в отс­тав­ке из об­ласт­но­го Со­вета ве­тера­нов и др.

 

 

 


Вре­мя выб­ра­ло нас

Тре­тий стенд «Вре­мя выб­ра­ло нас» пос­вя­щен на­шим зем­ля­кам – аф­ганцам, ис­полняв­шим во­инс­кий ин­терна­ци­ональ­ный долг в ДРА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Алек­сей Ана­тольевич Фи­онов

Осо­бо по­чита­ема сле­ду­ющая экс­по­зиция, пос­вя­щен­ная на­шему вы­пуск­ни­ку 1994 го­да Алек­сею Фи­оно­ву, прос­лу­жив­ше­му все­го пол­го­да и по­гиб­ше­му в Чеч­не, ис­полняя свой во­инс­кий долг.


Шко­ла – по­беди­тель ПНПО «Об­ра­зова­ние» 2007 го­да

Школа – победитель ПНПО «Образование» 2007 годаЗа­вер­ша­ют экс­по­зицию пос­ледние стен­ды, пос­вя­щен­ные шко­ле, как По­беди­телю ПНПО «Об­ра­зова­ние» и дос­ти­жени­ям му­зея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алек­сей Ил­ла­ри­оно­вич Фи­онов

17 ап­ре­ля в на­шу шко­лу при­были гос­ти из раз­ных угол­ков на­шей стра­ны: г.Тве­ри, г.Ча­па­евс­ка Са­марс­кой об­ласти, г. Ульяновс­ка. Это бы­ла семья Фи­оно­вых из заб­ро­шен­но­го се­ла Лес­ное Че­кали­но, что близ Ки­вати. Что при­вело их в наш край, в на­ше се­ло, на­шу шко­лу и в наш школь­ный му­зей? А при­вело этих лю­дей к нам – ог­ромная лю­бовь к род­но­му краю на­шего быв­ше­го уче­ника и лю­бовь к не­му – Фи­оно­ву Алек­сею Ил­ла­ри­оно­вичу, уро­жен­цу с.Лес­ное Че­кали­но. Его род­ные при­еха­ли, что­бы уве­кове­чить его па­мять на его ро­дине.

Еще в ок­тябре 2008 го­да в шко­лу при­ез­жа­ли его сын и сно­ха с прось­бой уде­лить в на­шей шко­ле и му­зее уго­лок, что­бы мож­но бы­ло поз­на­комить­ся с ним и его де­ятель­ностью поб­ли­же. Ко­неч­но, же­лание его род­ных сов­па­ло с ин­те­ресом ра­бот­ни­ков шко­лы. Они обе­щали к кон­цу учеб­но­го го­да при­вес­ти ма­тери­ал о нем и из­го­товить ме­мори­аль­ную дос­ку. Поз­на­комив­шись в му­зее с его экс­по­зици­ей, они бы­ли при­ят­но удив­ле­ны тем, что у нас уже оформ­лен стенд об Алек­сее Фи­оно­ве, вы­пуск­ни­ке шко­лы 1994 го­да, по­гиб­шем в Чеч­не. Те­перь в му­зее по­яви­лись ме­мори­аль­ная дос­ка и книж­ка - раск­ла­душ­ка об еще од­ном Алек­сее Фи­оно­ве, вы­пуск­ни­ке се­милет­ней шко­лы 1951 го­да. В пла­нах му­зея и юных кра­еве­дов вы­яс­нить родс­твен­ные кор­ни двух Алек­се­ев Фи­оно­вых, по­тому что у всех по­сети­телей му­зея воз­ни­ка­ет воп­рос: «А они родс­твен­ни­ки?» Вот по­ле де­ятель­нос­ти для по­ис­ко­во – исс­ле­дова­тель­ской ра­боты.


Му­зей­ное прост­ранс­тво шко­лы

«На стра­же Ро­дины»: «Под­ви­гу на­рода жить в ве­ках» «Они зна­ют вой­ну в ли­цо» «Вы­пуск­ни­ки шко­лы на стра­же Ро­дины» «Род­ные ис­то­ки».

Экс­кур­сии 1. Об­зорная 2. Ис­то­рия се­ла 3. Ис­то­рия шко­лы 4. Ник­то не за­быт, нич­то не за­быто 5. Сер­гей Пет­ро­вич Конд­раш­кин 6. Вре­мя выб­ра­ло нас 7. Алек­сей Ана­тольевич Фи­онов 8. Алек­сей Ил­ла­ри­оно­вич Фи­онов 9. Шко­ла – центр воз­рожде­ния мор­довс­кой на­ци­ональ­ной куль­ту­ры 10. Крестьянс­кая из­ба 11. Пред­ме­ты бы­та 12. Му­зыка вре­мен 13. Ре­мес­ла и про­мыс­лы на­шего се­ла 14. Пи­онерс­кая и ком­со­моль­ская ор­га­низа­ции шко­лы 15. Мор­довс­кая одеж­да

Один из круп­ней­ших ме­тодис­тов-ис­то­риков А.И.Стра­жев пи­сал: « Знать свой край – это зна­чит ис­поль­зо­вать бо­гатей­шие дан­ные, ко­торые по­мога­ют на конк­рет­ных об­ра­зах прощ­ло­го ил­люст­ри­ровать и уг­лублять ис­то­ричес­кие зна­ния уча­щих­ся. Без кра­евед­ческой ра­боты нель­зя пос­та­вить по-нас­то­яще­му пре­пода­вание оте­чест­вен­ной ис­то­рии». Ис­то­рия на­шего края ин­те­рес­на, бо­гата зна­читель­ны­ми со­быти­ями и име­нами, по­учи­тель­на. Её изу­чение при­об­ре­та­ет осо­бую при­тяга­тель­ную си­лу, ес­ли оно осу­щест­вля­ет­ся пу­тем оз­на­ком­ле­ния с ве­щест­вен­ны­ми па­мят­ни­ками прош­ло­го, пред­ме­тами ста­рины. Ос­мотр ис­то­ричес­ко­го па­мят­ни­ка прев­ра­ща­ет­ся в об­ще­ние с прош­лым, вы­зыва­ет яр­кие об­разные предс­тав­ле­ния о со­быти­ях, свя­зан­ных с этим па­мят­ни­ком, па­мят­ным мес­том, о при­мене­нии ста­рин­ных пред­ме­тов. Не слу­чай­но на­род­ная муд­рость гла­сит: луч­ше один раз уви­деть, чем сто раз ус­лы­шать. Ог­ромную по­мощь в этом ока­зыва­ет школь­ный му­зей. Му­зей - это преж­де все­го жи­вая связь с сов­ре­мен­ностью, т.к. кра­евед­ческий му­зей не дол­жен быть прос­тым хра­нили­щем цен­ных до­кумен­тов и па­мят­ни­ков. Неп­ре­рыв­ное по­пол­не­ние его кол­лекций – од­на из пер­вых за­дач му­зея. Школь­ный кра­евед­ческий му­зей учит це­нить и по­нимать смысл, зна­чение па­мят­ни­ков, пред­ме­тов, ок­ру­жа­ющих че­лове­ка, он про­буж­да­ет соз­на­тель­ную лю­бовь к ок­ру­жа­юще­му, к сво­ему род­но­му краю, к Ро­дине. Цент­ром кра­евед­ческой ра­боты в шко­ле яв­ля­ет­ся школь­ный кра­евед­ческий му­зей, соз­данный к 40-ле­тию По­беды в Ве­ликой Оте­чест­вен­ной вой­не в 1985 го­ду. Сов­мест­ны­ми уси­ли­ями учи­телей и уча­щих­ся бы­ла про­веде­на ог­ромная по­ис­ко­вая и исс­ле­дова­тель­ская ра­бота. Бы­ло соб­ра­но и оформ­ле­но мно­го ма­тери­алов по ис­то­рии се­ла, кол­хо­за, шко­лы: оформ­ле­ны аль­бо­мы, до­кумен­ты и стен­ды пос­то­ян­ной экс­по­зиции. Нес­коль­ко раз за это вре­мя му­зей ме­нял свое мес­то. Пос­ледний раз в 2008 го­ду, в свя­зи с при­ят­ны­ми со­быти­ями. Вы­иг­рав Пре­зидент­ский грант из мил­ли­она руб­лей, бы­ли вы­деле­ны 100 ты­сяч руб­лей на об­новле­ние му­зей­но­го обо­рудо­вания. Се­год­ня му­зей за­нима­ет спе­ци­аль­но от­ве­ден­ное по­меще­ние пло­щадью 20 кв. м. и име­ет му­зей­ное прост­ранс­тво «На стра­же Ро­дины» и «Род­ные ис­то­ки».

Кро­ме пос­то­ян­ных экс­по­зиций в му­зее хра­нят­ся ста­рин­ные фо­тог­ра­фии, до­кумен­ты, ши­нель вре­мен Пер­вой ми­ровой вой­ны, ста­рин­ные мор­довс­кие платья, лап­ти, а так­же пред­ме­ты ста­рины и бы­та мор­довс­ко­го на­рода: са­мова­ры, утю­ги, гли­няные горш­ки, прял­ки, рас­ши­тые по­лотен­ца, под­зо­ры и мно­гое дру­гое.

В прош­лом го­ду участ­вуя в об­ласт­ном кон­курсе про­ек­тов школь­но­го му­зея на грант «Сох­ра­ни свою ис­то­рию» му­зей при­нял учас­тие в но­мина­ции «Про­ек­ты по изу­чению ис­то­рии, тра­диций и об­ря­дов род­но­го края», за­нял V мес­то. Ак­ти­вис­ты му­зея ре­шили соз­дать «жи­вой» му­зей, вос­создав внут­ренний ин­терьер крестьянс­кой из­бы, где бу­дет восп­ро­из­ве­ден внеш­ний вид крестьянс­кой мор­довс­кой из­бы, ее внут­реннее уст­рой­ство и уб­ранс­тво, соб­ра­ны раз­но­об­разные экс­по­наты, да­ющие предс­тав­ле­ние о хо­зяй­ствен­но - бы­товом ук­ла­де и тру­довой де­ятель­нос­ти прош­ло­го, о раз­но­об­разных про­мыс­лах и ре­мес­лах. Ра­бота по соз­да­нию это­го про­ек­та про­дол­жа­ет­ся. В свя­зи с нех­ваткой по­меще­ния му­зей ох­ва­тыва­ет му­зей­ное прост­ранс­тво шко­лы. На вто­ром эта­же оформ­лен Зал во­инс­кой сла­вы «На стра­же Ро­дины», ко­торый на­чина­ет­ся с экс­по­зиции «Под­ви­гу на­рода жить в ве­ках». Со дня Ве­ликой По­беды со­ветс­ко­го на­рода в Ве­ликой Оте­чест­вен­ной вой­не прош­ло бо­лее 64 лет. Для на­шего на­рода это зна­читель­ная да­та. Да не прер­вется на­ша па­мять… По­тому что жи­вы ещё участ­ни­ки, за­щит­ни­ки, оче­вид­цы дней ми­нув­шей вой­ны. Жи­вых ге­ро­ев тех ог­ненных лет ос­та­лось сов­сем нем­но­го, но мы пом­ним и чтим их. Имен­но им и пос­вя­ща­ет­ся эта экс­по­зиция. В се­ле ос­та­лось толь­ко три ве­тера­на. На сле­ду­ющем стен­де «Они зна­ют вой­ну в ли­цо» - ма­тери­алы о тех , кто слу­жил и участ­во­вал в конт­ртер­ро­рис­ти­чес­ких опе­раци­ях на тер­ри­тории Чеч­ни. Тре­тий стенд пос­вя­щен на­шим вы­пуск­ни­кам шко­лы – кур­сантам во­ен­ных учи­лищ и сол­да­там –сроч­ни­кам «На­ши вы­пуск­ни­ки на стра­же Ро­дины». Этот стенд пос­то­ян­но об­новля­ет­ся. Кра­евед­ческий му­зей и му­зей­ное прост­ранс­тво шко­лы яв­ля­ют­ся хо­рошим подс­порьем в учеб­но - вос­пи­татель­ном про­цес­се шко­лы. Он рас­по­лага­ет не­об­хо­димы­ми экс­по­ната­ми и соз­да­ет ог­ромные воз­можнос­ти для раз­но­об­разных форм и ме­тодов ра­боты с уча­щими­ся на уро­ках ис­то­рии в пре­пода­вании оте­чест­вен­ной ис­то­рии и во вне­уроч­ное вре­мя. Столь труд­ная проб­ле­ма пред­метнос­ти, до­каза­тель­нос­ти в ис­то­рии по­луча­ет ма­тери­аль­ную ба­зу в ви­де под­линни­ков – пер­во­ис­точни­ков зна­ний. Зна­комясь с ис­то­ричес­ки­ми ис­точни­ками в 5 – 6 клас­сах де­лим экс­по­наты на пись­мен­ные и ве­щест­вен­ные. Изу­чая быт древ­них сла­вян, в му­зее зна­комим­ся с бы­том на­ших пред­ков – морд­вы: ору­ди­ями тру­да, по­судой, одеж­дой. Ис­поль­зуя экс­по­наты му­зея, учи­тель ис­то­рии и об­щест­воз­на­ния Бо­зоро­ва Ека­тери­на Ива­нов­на в фев­ра­ле 2009 го­да про­вела отк­ры­тый урок «Мор­довс­кая куль­ту­ра и быт» в нез­на­комом 7 клас­се в МОУ СОШ №1 р.п.Ку­зова­тово. Урок очень пон­ра­вил­ся уча­щим­ся русс­кой на­ци­ональ­нос­ти. Изу­чая в стар­ших клас­сах те­мы о Ве­ликой Оте­чест­вен­ной вой­не, в му­зее зна­комим­ся с ма­тери­ала­ми об участ­ни­ках Ве­ликой Оте­чест­вен­ной вой­ны на­шего се­ла, ведь мно­гих уже нет в жи­вых, а ан­ке­ты ве­тера­нов с их вос­по­мина­ни­ями сох­ра­нились. Так­же уча­щи­еся прив­ле­ка­ют эти ма­тери­алы для сво­их со­об­ще­ний и ре­фера­тов на уро­ках ис­то­рии «Ве­ликая Оте­чест­вен­ная вой­на в судь­бе мо­ей семьи», «Мои зем­ля­ки в Ве­ликой Оте­чест­вен­ной вой­не». Кро­ме это­го уча­щи­еся встре­ча­ют­ся с ве­тера­нами, за­писы­ва­ют их вос­по­мина­ния, расс­ка­зыва­ют о сво­их де­душ­ках и пра­дедуш­ках. В му­зее хра­нят­ся ма­тери­алы с со­об­ще­ни­ями на те­му «Наш край в го­ды вой­ны», «Опа­лен­ное вой­ной детс­тво» где уча­щи­еся расс­ка­зыва­ли о жиз­ни се­ла в го­ды вой­ны, о тру­жени­ках ты­ла. Ре­бята с боль­шим ин­те­ресом и вни­мани­ем слу­шали сво­их то­вари­щей и с осо­бой гор­достью расс­ка­зыва­ли о сво­их де­душ­ках – ве­тера­нах, да­же «веч­ные тро­еч­ни­ки», по­лучая за свои выс­тупле­ния хо­рошие и от­личные оцен­ки. Изу­чая те­му «Внеш­няя по­лити­ка в 60-80 го­ды» - со­ветс­ко-аф­ганс­кие от­но­шения – ис­поль­зу­ет­ся стенд «Вре­мя выб­ра­ло нас», где есть ма­тери­алы о во­инах – аф­ганцах, на­ших зем­ля­ках. В се­ле сей­час про­жива­ют толь­ко два во­ина –ин­терна­ци­она­лис­та, по ме­ре воз­можнос­ти встре­ча­ем­ся с ни­ми, чтим па­мять по­гиб­ших в этой вой­не ми­нутой мол­ча­ния. Каж­дый год 15 фев­ра­ля про­водим ли­ней­ку па­мяти. Так­же ис­поль­зу­ем кни­гу, ко­торая хра­нит­ся в му­зее «Сол­да­ты «спря­тан­ной вой­ны» - 1979-1989 гг.», где есть ма­тери­ал и о ку­зова­тов­цах, по­гиб­ших в Аф­га­нис­та­не, это: Алек­сандр Юрин из с. То­мыло­во и Ми­ха­ил Ильин из с. Лес­ное Ма­тюни­но. Их име­на то­же вспо­мина­ем и чтим па­мять по­гиб­ших ми­нутой мол­ча­ния. В му­зее хра­нит­ся ле­топись при­ходс­кой церк­ви с.Ки­вать, в ко­тором свя­щен­ник Ирак­лий Жем­чужни­ков опи­сыва­ет со­бытия, про­ис­хо­дящие в стра­не и на­шем се­ле на­чиная с кон­ца 19 ве­ка – 1983 – 1926 го­ды. В этой ле­топи­си со­дер­жатся све­дения об учас­тии на­ших зем­ля­ков и по­гиб­ших в Пер­вой ми­ровой вой­не, о сос­то­янии дел в се­ле во вре­мя вой­ны. Эта ле­топись ис­поль­зу­ет­ся при изу­чении те­мы о Пер­вой ми­ровой вой­не. Так­же в ней есть све­дения о ре­волю­ции 1905 -1907 го­дов, со­быти­ях Фев­раль­ской и Ок­тябрь­ской ре­волю­ци­ях 1917 го­да, об ус­та­нов­ле­нии Со­ветс­кой влас­ти в се­ле, крае и о Граж­данс­кой вой­не. Со­ветс­кая власть ус­та­нови­лась в се­ле мир­но, был изб­ран пер­вый пред­се­датель сель­ско­го со­вета – Ма­нин Егор Ге­раси­мович, а за­тем Ерё­мин Мат­вей Алек­се­евич. Во вре­мя граж­данс­кой вой­ны, 16 ав­густа 1918 го­да ночью в се­ло всту­пила Крас­ная Ар­мия, це­лая ро­та (250 че­ловек) с ору­жи­ем, пу­лемё­тами, пуш­ка­ми и кух­ней. На стан­ции Без­во­дов­ка на­ходи­лись че­хи. 18 ав­густа бы­ла объяв­ле­на тре­вога, крас­но­ар­мей­цы го­тови­лись к бою, на­селе­нию ска­зали: «Нас­ту­па­ют че­хи, прячь­тесь в пог­ре­ба и кла­довые». В 2 ча­са по­полуд­ни на Ки­вать на­чали нас­ту­пать пре­вос­хо­дящие си­лы бе­лог­вардей­цев и че­хов со сто­роны То­мыло­ва, Еде­лева и Чурь­ка Пан­да. Че­рез пол­ча­са на­чал­ся бой, стрель­ба из ру­жей и нес­коль­ких пу­лемё­тов. Есть вос­по­мина­ния ста­рожи­лов, что у бе­лог­вардей­цев был офи­цер ро­дом из Ки­вати, хо­рошо знав­ший мест­ность. Крас­ные вы­нуж­де­ны бы­ли отс­ту­пить. Ба­тарея отс­ту­пила к Че­кали­ну, а пе­хота в уро­чище Ар­жа­кай. В этом бою был убит на­повал крас­но­ар­мей­ский офи­цер – наб­лю­датель и ра­нен один крас­но­ар­ме­ец – ря­довой, ко­торо­го до­били бе­лоче­хи до смер­ти. Их по­хоро­нили на мест­ном клад­би­ще. Че­рез 3 дня бе­лог­вардей­цев на­чали тес­нить, они отс­ту­пили до Еде­лева, там раз­го­рел­ся очень силь­ный бой, бе­лоче­хи по­нес­ли боль­шие по­тери и на­чали спеш­но отс­ту­пать по нап­равле­нию к Сыз­ра­ни. Но сре­ди крас­но­ар­мей­цев то­же бы­ли не­малые по­тери. На мест­ном клад­би­ще се­ла Еде­лево в братс­кой мо­гиле по­хоро­нены 76 крас­но­ар­мей­цев и по­лит­ко­мис­сар В.Н. Гра­ковс­кий. Эти ма­тери­алы с ин­те­ресом ис­поль­зу­ют­ся уча­щими­ся 9 – 11 клас­сов при изу­чении со­от­ветс­тву­ющих тем. Они де­ла­ют со­об­ще­ния, пи­шут ре­фера­ты, выс­ту­па­ют на кра­евед­ческих кон­фе­рен­ци­ях о со­быти­ях в на­шем се­ле. Так­же уча­щи­еся со­вер­ши­ли по­ход в с.Еде­лево, по­сетив и братс­кую мо­гилу. В му­зее хра­нит­ся аль­бом «На­ше се­ло за 60 лет Со­ветс­кой влас­ти», ко­торый ис­поль­зу­ет­ся при изу­чении те­мы о кол­лекти­виза­ции. В аль­бо­ме расс­ка­зыва­ет­ся о со­быти­ях в на­шем се­ле пос­ле ус­та­нов­ле­ния Со­ветс­кой влас­ти, о соз­да­нии пар­тий­ной и ком­со­моль­ской ор­га­низа­ций, об ор­га­низа­ции кол­хо­за. Кол­хоз в се­ле был соз­дан в 1930 го­ду. В 2000 го­ду кол­хо­зу «За­ря» ис­полни­лось 70 лет. В нас­то­ящее вре­мя он пре­об­ра­зован в СПК «Ки­ватс­кий»..Кол­хозни­ки прош­ли слож­ный тер­нистый путь. В схват­ках с про­тив­ни­ками кол­лекти­виза­ции они ор­га­низо­вали кол­лектив­ное хо­зяй­ство, ук­ре­пили его. В аль­бо­ме по­меще­на часть очер­ка Н.В.Смыс­ли­на – кор­респон­дента район­ной га­зеты «Зна­мя Ильича» - «За­ря над се­лом». В этом очер­ке расс­ка­зыва­ет­ся о пер­вых ак­ти­вис­тах, ор­га­низа­торах кол­хо­за, ком­му­нис­тах, ко­торые мно­го сил от­да­ли ус­та­нов­ле­нию Со­ветс­кой влас­ти на се­ле. Очерк на­писан по расс­ка­зам участ­ни­ков всех со­бытий ста­рей­ших кол­хозни­ков М.Ай­даш­ки­на и К.Вань­ки­на. С по­мощью это­го аль­бо­ма уча­щи­еся де­ла­ют со­об­ще­ния о соз­да­нии кол­хо­за в на­шем се­ле, о рас­ку­лачи­вании, о клас­со­вой борь­бе в се­ле. Мно­гие уз­на­ют в очер­ке сво­их род­ных. А это ещё один плюс в изу­чении оте­чест­вен­ной ис­то­рии. Ре­бята изу­ча­ют ис­то­рию стра­ны че­рез изу­чение сво­ей семьи, сво­ей ро­дос­ловной. Не­даром боль­шинс­тво уча­щих­ся шко­лы име­ют по­ложи­тель­ные оцен­ки по ис­то­рии Рос­сии. Ма­тери­алы и экс­по­наты му­зея ис­поль­зу­ют­ся не толь­ко на уро­ках ис­то­рии, но и во вне­уроч­ное вре­мя. В шко­ле про­водит­ся боль­шая вне­уроч­ная ра­бота по кра­евед­ческо­му и во­ен­но – пат­ри­оти­чес­ко­му нап­равле­нию. Ре­бята, чле­ны круж­ков «Зна­токи род­но­го края», «Ак­ти­вис­ты школь­но­го му­зея» участ­ву­ют в раз­личных кон­курсах, смот­рах, вик­то­ринах, и есть хо­рошие ре­зуль­та­ты уча­щих­ся /при­лага­ет­ся/. Для вы­пол­не­ния вос­пи­татель­ных за­дач в шко­ле на­меча­ют­ся и про­водят­ся раз­личные ме­роп­ри­ятия: класс­ные ча­сы, кон­курсы, фес­ти­вали, Уро­ки му­жест­ва, ли­ней­ки па­мяти и т.д. Нап­равля­ет и ко­ор­ди­ниру­ет ра­боту Со­вет му­зея, сос­то­ящий из уче­ни ков и учи­телей. Пе­даго­гичес­кое ру­ководс­тво ра­ботой му­зея осу­щест­вля­ет Бо­зоро­ва Е.И., учи­тель ис­то­рии и об­щест­воз­на­ния. Со­вет му­зея раз­ра­баты­ва­ет перс­пек­тивный, экс­по­зици­он­ный, те­мати­чес­кий пла­ны. Со­вет му­зея тес­но вза­имо­дей­ству­ет в этом нап­равле­нии с круж­ка­ми «Зна­токи род­но­го края», «Мор­довс­кий фоль­клор», клу­бом «По­иск». Со­вет му­зея сов­мест­но с чле­нами кра­евед­ческих круж­ков ор­га­низу­ет встре­чи с жи­теля­ми се­ла, за­писы­ва­ют их вос­по­мина­ния, обоб­ща­ют и оформ­ля­ют соб­ранный ма­тери­ал. Ак­тив пос­то­ян­но за­нима­ет­ся сле­ду­ющей ра­ботой: по­пол­ня­ет фонд му­зея пу­тем ор­га­низа­ции по­ис­ко­вых за­даний для уча­щих­ся шко­лы; изу­ча­ет соб­ранный ма­тери­ал и обес­пе­чива­ет его учет и хра­нение; осу­щест­вля­ет соз­да­ние экс­по­зиций, выс­та­вок; го­товит и про­водит экс­кур­сии; ока­зыва­ет со­дей­ствие учи­телям в ис­поль­зо­вании му­зей­ных ма­тери­алов в учеб­ном про­цес­се; го­товят и про­водят раз­личные ме­роп­ри­ятия. Что­бы ох­ва­тить по­ис­ко­во-исс­ле­дова­тель­ской ра­ботой боль­шее чис­ло уча­щих­ся шко­лы в шко­ле ра­бота­ет клуб «По­иск». Каж­дый класс по­луча­ет по­ис­ко­вое за­дание и вы­пол­ня­ет его. Так на­кап­ли­ва­ют­ся ма­тери­алы, соб­ранные уча­щими­ся в ре­зуль­та­те по­ис­ко­вой ра­боты. Так­же по этим за­дани­ям ре­бята го­товят ма­кеты, ди­ара­мы. Осо­бен­но от­ли­чились вы­пуск­ни­ки 2006 го­да, ко­торые из­го­тови­ли ди­ара­му «Под­виг С.П.Канд­раш­ки­на» и ма­кет крестьянс­кой из­бы. Ре­бята сру­били нас­то­ящий сруб в умень­шен­ном раз­ме­ре, обс­та­вили его. Ста­ли тра­дици­он­ны­ми об­зорные и те­мати­чес­кие экс­кур­сии по му­зею и му­зей­но­му прост­ранс­тву шко­лы, кон­курсы ри­сун­ков и фо­токон­курсы «При­рода мо­его края», «Ми­ру – мир», кон­курсы со­чине­ний «Люб­лю те­бя, мой край род­ной». 27 сен­тября во Все­мир­ный день ту­риз­ма в рам­ках об­ласт­ной ак­ции «По­сети школь­ный му­зей»еже­год­но ор­га­низо­выва­ют­ся и про­водят­ся об­зорные экс­кур­сии для 1- 11 клас­сов, а так­же му­зей по­сеща­ют учи­теля и все же­ла­ющие. На ба­зе му­зея еже­год­но про­водят­ся Дни Па­мяти на­ших зем­ля­ков – 15 ян­ва­ря- С.П.Канд­раш­ки­на, в день со­вер­ше­ния им бесс­мер­тно­го под­ви­га – зак­рыл сво­им те­лом амб­ра­зуру вра­жес­ко­го дзо­та; 16 де­каб­ря - по­чита­ем па­мять сво­его вы­пуск­ни­ка Алек­сея Фи­оно­ва. В эти дни про­водят­ся Ли­ней­ки па­мяти, экс­кур­сии в му­зей, ве­чера «Под­ви­гу – 60», «Сол­да­тами не рож­да­ют­ся», со­рев­но­вания по во­лей­бо­лу, пи­онер­бо­лу и нас­толь­но­му тен­ни­су, пос­вя­щен­ные их па­мяти. Уча­щи­еся на­водят по­рядок на ули­цах се­ла, но­сящих их имя. Па­мять их свя­щен­на. 15 фев­ра­ля – в день вы­вода вой­ск из Аф­га­нис­та­на про­водим День па­мяти по­гиб­ших в ДРА и дру­гих ло­каль­ных конф­лик­тах. Ми­нутой мол­ча­ния по­чита­ем па­мять зем­ля­ков – ку­зова­тов­цев, аф­ганцев. Про­водят­ся встре­чи, уро­ки му­жест­ва с сол­да­тами, слу­жив­ши­ми в ДРА и Чеч­не. С 23.01 – 23.02 еже­год­но в шко­ле про­ходит ме­сяч­ник обо­рон­но-мас­со­вой и во­ен­но-пат­ри­оти­чес­кой ра­боты; с 1 по 9 мая – де­када «Вах­та па­мяти» ко­торые поз­во­ля­ют ак­ти­визи­ровать пат­ри­оти­чес­кую де­ятель­ность: про­ходят ве­чера встре­чи, позд­рав­ле­ния ве­тера­нов вой­ны и сол­дат сроч­ной служ­бы, вы­пуск­ни­ков-кур­сантов во­ен­ных учи­лищ. Каж­дый год 09.05 вся шко­ла участ­ву­ет в Ми­тин­ге По­беды, го­товит боль­шой кон­церт для всех жи­телей се­ла. Ма­лыши го­товят раз­личные по­дел­ки, участ­вуя в ак­ции «По­дарок ве­тера­ну». Так­же про­водят­ся те­мати­чес­кие ве­чера: «Го­рода – Ге­рои», «Под­ви­гу – 65», «Ульяновс­кой об­ласти - 65», «Ос­но­вание Сим­бирс­ка и ос­во­ение края в XVI­II ве­ке». Ак­ти­вис­ты му­зея еже­год­но участ­ву­ют в район­ных кра­евед­ческих кон­фе­рен­ци­ях, сот­рудни­ча­ют с район­ным кра­евед­ческим му­зе­ем. В прош­лом учеб­ном го­ду на ба­зе шко­лы про­води­лось мно­го раз­личных ме­роп­ри­ятий район­но­го и об­ласт­но­го уров­ня, для всех участ­ни­ков ко­торых про­води­лась об­зорная экс­кур­сия и му­зей вклю­чал­ся как один из эта­пов ра­боты. Это: 19.12.08 г. - Де­ловая иг­ра «По­дари се­бя ми­ру» для за­мес­ти­телей ди­рек­то­ров по вос­пи­татель­ной ра­боте и уче­ничес­кой кол­ле­гии района, в ко­торой при­няли учас­тие 74 че­лове­ка; 25.02.09 г. – Район­ный агит­по­езд «Мы за здо­ровый об­раз жиз­ни» Еде­левс­ко­го сель­ско­го по­селе­ния - 89 че­ловек; 14.03.09 г. – День Рес­публи­ки Мор­до­вия, в ко­тором при­няли учас­тие гос­ти из г.Са­ранс­ка и районов РМ, об­ласт­ной мор­довс­кой на­ци­ональ­ной ав­то­номии г.Ульяновс­ка и районов об­ласти, мор­довс­ких сел на­шего района – 165 чел, 03.08.09 г. – Об­ласт­ной фес­ти­валь «мас­то­равань мо­рот» - 285 че­ловек; 26.08.09 г. – участ­ни­ки ав­густовс­ко­го пе­даго­гичес­ко­го фо­рума сек­ций учи­телей – тех­но­логии, ин­форма­тики и фи­зичес­кой куль­ту­ры – 65 че­ловек. Так­же еже­год­ны­ми ста­ли встре­чи с вы­пуск­ни­ками шко­лы в фев­ра­ле – 103 че­лове­ка, 22.08.09 г. про­ходи­ла встре­ча вы­пуск­ни­ков, окон­чивших шко­лу 30 лет на­зад – 23 че­лове­ка. Для участ­ни­ков всех этих ме­роп­ри­ятий при по­сеще­нии му­зея бы­ли про­веде­ны об­зорные экс­кур­сии и они ос­та­вили в кни­ге от­зы­вов сло­ва приз­на­тель­нос­ти. Всем из­вест­но, как де­ти лю­бят иг­рать в вой­ну. Это ка­чест­во нуж­но уме­ло ис­поль­зо­вать в ин­те­ресах са­мих де­тей, раз­ви­вая и вос­пи­тывая в них та­кие не­об­хо­димые им ка­чест­ва, как си­ла, сме­лость, лов­кость, быст­ро­та, раз­личные уме­ния, пре­дан­ность и лю­бовь к Ро­дине. За­щита Оте­чест­ва – свя­щен­ный долг граж­да­нина Рос­сии, и го­товить­ся к вы­пол­не­нию это­го дол­га нуж­но, как го­ворит­ся, со школь­ной скамьи. Од­ним из ос­но­вопо­лага­ющих фак­то­ров вы­сокой бо­евой го­тов­ности во­инов Рос­сий­ской Ар­мии и Во­ен­но-морс­ко­го фло­та яв­ля­ют­ся их от­менная фи­зичес­кая, пси­холо­гичес­кая и нравс­твен­ная под­го­тов­ленность, ос­но­вы ко­торой долж­ны зак­ла­дывать­ся в об­ще­об­ра­зова­тель­ной шко­ле. Пра­виль­ная ор­га­низа­ция фи­зичес­кой и нравс­твен­ной под­го­тов­ки эф­фектив­но со­дей­ству­ет по­выше­нию у доп­ри­зыв­ной и при­зыв­ной мо­лоде­жи дис­ципли­ниро­ван­ности, ор­га­низо­ван­ности, фор­ми­ру­ет не­об­хо­димые фи­зичес­кие и мо­раль­ные ка­чест­ва, ко­торые при­сущи че­лове­ку фи­зичес­ки раз­ви­тому, вы­нос­ли­вому, ре­шитель­но­му, сме­лому, об­ла­да­юще­му креп­ки­ми нер­ва­ми. Что­бы спо­собс­тво­вать под­го­тов­ке уча­щих­ся к служ­бе в ар­мии в шко­ле про­водят­ся раз­личные со­рев­но­вания по во­лей­бо­лу, пи­онер­бо­лу, фут­бо­лу, Дни здо­ровья, крос­сы, спар­та­ки­ады , ма­лые олим­пий­ские иг­ры, «Рал­ли вы­жива­ния» и мно­гое дру­гое. Еже­год­но школь­ни­ки участ­ву­ют в па­раде юнар­мей­ских от­ря­дов «Честь имею», во­ен­но-пат­ри­оти­чес­кой иг­ре «Зар­ни­ца», кон­курсах «Зо­лотая стрел­ка», «Бе­зопас­ное ко­лесо». Юно­ши 10 клас­сов при­нима­ют учас­тие в во­ен­но-по­левых сбо­рах. Весь мужс­кой пол школь­ни­ков участ­ву­ет в кон­курсах «А ну-ка, пар­ни», в ры­царс­ких и бо­гатырс­ких тур­ни­рах. Са­мое прив­ле­катель­ное для юных кра­еве­дов – это по­ходы и ту­рис­ти­чес­кие по­езд­ки. Осенью и вес­ной про­водим ми­ни – по­ходы в лес с го­тов­кой пи­щи на кост­ре. Ле­том ор­га­низу­ем по­ходы в со­сед­ние се­ла и по­езд­ки в го­род Ульяновск, где по­сеща­ем пло­щадь 30-ле­тия По­беды и воз­ла­га­ем цве­ты к сте­ле с име­нем А.Фи­оно­ва и с име­нами во­инов – аф­ганцев – ку­зова­тов­цев, а за­тем по­сеща­ем му­зеи го­рода /при­лага­ет­ся/. Со­вер­шая по­ходы, ста­вим не толь­ко разв­ле­катель­ную цель, но и по­ис­ко­вую, исс­ле­дова­тель­скую. От всех по­ходов и по­ез­док сос­тавля­ем от­че­ты, ко­торые ос­та­ют­ся в му­зее и за­тем ис­поль­зу­ют­ся в уроч­ной и вне­уроч­ной де­ятель­нос­ти. Тре­тий год участ­ни­ки да­выдовс­ких чте­ний участ­ву­ют в празд­ни­ках в кон­це июля, пос­вя­щен­ных дню рож­де­ния Д.В.Да­выдо­ва, про­води­мых Об­щест­вен­ным фон­дом – «Де­нис Да­выдов – пат­ри­от Рос­сии».Тре­тий год все на­ши участ­ни­ки ста­новят­ся по­беди­теля­ми и ла­уреата­ми в но­мина­ции «вик­то­рина», на луч­шее зна­ние жиз­ни и де­ятель­нос­ти Д.В.Да­выдо­ва. В шко­ле уже соб­ра­но очень мно­го ма­тери­ала о нем, ко­торый ис­поль­зу­ет­ся участ­ни­ками этих чте­ний, а так­же уча­щими­ся шко­лы при про­веде­нии уро­ков, пос­вя­щен­ных Оте­чест­вен­ной вой­не 1812 г. Ре­бята с ув­ле­чени­ем расс­ка­зыва­ют о нем на уро­ках. Хо­чет­ся толь­ко до­бавить, что на­ше се­ло Ки­вать –это мор­довс­кое се­ло. Что­бы про­будить чувс­тва люб­ви к ма­лой Ро­дине, ин­те­реса к ее прош­ло­му и нас­то­яще­му, ощу­щения сво­ей кров­ной свя­зи с этой зем­лей в 90-е го­ды шко­ла пос­та­вила за­дачу воз­рожде­ния мор­довс­кой на­ци­ональ­ной куль­ту­ры. За это вре­мя про­дела­на ог­ромная ра­бота и в этом го­ду пе­даго­гичес­кий кол­лектив раз­ра­ботал прог­рамму «Шко­ла – центр воз­рожде­ния на­ци­ональ­ной мор­довс­кой куль­ту­ры на 2007 - 2012 гг.», целью ко­торой яв­ля­ет­ся: фор­ми­рова­ние шко­лы как цент­ра воз­рожде­ния, сох­ра­нения, раз­ви­тия куль­ту­ры, тра­диций, об­ря­дов мор­довс­ко­го на­рода. С этой прог­раммой шко­ла вклю­чилась в кон­курс луч­ших об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний ак­тивно внед­ря­ющих ин­но­ваци­он­ные прог­раммы и с честью вы­иг­ра­ла в нем Пре­зидент­ский грант – мил­ли­он руб­лей. Пе­даго­ги че­рез уро­ки и ра­боту круж­ков «Зна­токи род­но­го края», «Мор­довс­кий фоль­клор», клу­ба «По­иск», ан­самб­ля «Пи­зел­не», ла­уреатов мно­гих кон­курсов,соз­да­ют ус­ло­вия для ос­во­ения деть­ми тра­дици­он­ной куль­ту­ры сво­его на­рода. Раз­ви­ва­ют твор­ческую де­ятель­ность по воз­рожде­нию, сох­ра­нению и раз­ви­тию ее че­рез изу­чение на­род­ной эко­логии, пе­даго­гики, тра­дици­он­но­го зна­ния при­роды сво­его род­но­го края, об­ря­довых празд­ни­ков, род­ной ре­чи, му­зыкаль­ной и тан­це­валь­ной куль­ту­ры, прик­ладно­го и изоб­ра­зитель­но­го ис­кусс­тва. Вто­рой год в се­ле про­водят­ся эт­ногра­фичес­кие фес­ти­вали мор­довс­ко­го на­рода, на бе­регу реч­ки То­мышов­ки вы­рос це­лый эт­ногра­фичес­кий комп­лекс – мор­довс­кая крестьянс­кая усадь­ба, ку­да на празд­ни­ки для уб­ранс­тва из­бы так­же ис­поль­зу­ют­ся экс­по­наты му­зея. Ши­рота ис­поль­зо­вания му­зея в учеб­но-вос­пи­татель­ном про­цес­се безг­ра­нич­на, глав­ное – не прев­ра­щать его в склад ста­рин­ных ве­щей, а ши­роко и сис­те­мати­чес­ки ис­поль­зо­вать на уро­ках и во внек­ласс­ной ра­боте, что­бы му­зей стал дос­то­янием но­вых по­коле­ний школь­ни­ков, сти­мули­ровал даль­ней­шую кра­евед­ческую ра­боту. Глав­ное за­ин­те­ресо­вать школь­ни­ков про­цес­сом ис­то­ричес­ко­го поз­на­ния. Там где за­родил­ся жи­вой ин­те­рес, де­ло зак­лю­ча­ет­ся лишь в том, что­бы нап­ра­вить этот ин­те­рес, юно­шес­кий эн­ту­зи­азм в раз­но­об­разные фор­мы ра­боты – урок, кру­жок, вик­то­рина, по­ход и т.д. Преж­де все­го не­об­хо­димо пом­нить о зна­чении кра­еве­дения в де­ле вос­пи­тания пат­ри­отиз­ма и граж­данс­твен­ности. Лю­бовь к Ро­дине всег­да конк­рет­на. Это лю­бовь к сво­ему род­но­му до­му, се­лу, го­роду, стра­не. А для то­го, что­бы по – нас­то­яще­му по­любить свой край, нуж­но его хо­рошо знать.

Связь с СМИ Пуб­ли­кации: 1. «Роль экс­по­зиций школь­но­го кра­евед­ческо­го му­зея в во­ен­но – пат­ри­оти­чес­ком вос­пи­тании школь­ни­ков» - ИПК ПРО г.Ульяновс­ка. Меж­ре­ги­ональ­ная на­уч­но – прак­ти­чес­кая кон­фе­рен­ция «Кра­еве­дение в сис­те­ме об­ще­го об­ра­зова­ния» по проб­ле­ме «Роль кра­еве­дения в сис­те­ме пат­ри­оти­чес­ко­го вос­пи­тания под­раста­юще­го по­коле­ния - Ап­рель 2007 г. 2. «Об­ра­ща­ясь к ис­то­кам» - га­зета «Ку­зова­товс­кие вес­ти», №58-60, 14 .09.07 г. 3. Роль экс­по­зиций кра­евед­ческо­го му­зея мор­довс­кой куль­ту­ры и бы­та МОУ СОШ с. Ки­вать Ку­зова­товс­ко­го района Ульяновс­кой об­ласти в пре­пода­вании кур­са оте­чест­вен­ной ис­то­рии» - «Вест­ник Ле­нинс­ко­го ме­мори­ала. Вы­пуск 9., Инс­ти­тут рос­сий­ской ис­то­рии РАН. Об­ласт­ное го­сударс­твен­ное уч­режде­ние куль­ту­ры «Ле­нинс­кий ме­мори­ал», Ульяновск, из­да­тель­ство «Век­тор-С», 2007./ 4. «Дос­тиг все­го сам» - га­зета «Ку­зова­товс­кие вес­ти», №29 -30, 29.05.09 г. О нас пи­шут: 1. «Шумб­ра чи те­неньк, ял­гат» - «Ку­зова­товс­кие вес­ти» фев­раль 2007 г. 2. «Шко­ла – центр на­ци­ональ­ной куль­ту­ры» - «Ку­зова­товс­кие вес­ти» 20.04.2007 г. 3. «Пес­ни ма­тери -зем­ли» - «Ульяновс­кая прав­да» - 22.09.2007 г. 4. «В ста­рин­ной усадь­бе»- «Ку­зова­товс­кие вес­ти» - ав­густ 2007 г. 5. «По­беж­да­ет шко­ла – вы­иг­ры­ва­ют все» -«Ку­зова­товс­кие вес­ти» - 05.10.2007 г. 6. «Празд­ник по­лучил­ся об­щий» - «Ку­зова­товс­кие вес­ти» - 19.10.2007 г. 7. «Ин­те­рес­ные ме­роп­ри­ятия» - «Ку­зова­товс­кие вес­ти» - 25.07.2008 г. 8. «Шко­ла жиз­ни» - «Ку­зова­товс­кие вес­ти» - 25.07.2008 г. 9. «Бла­гос­ло­вен­ный день в Ки­вати» - «Ку­зова­товс­кие вес­ти» - 08.08.2008 г.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"