Комплексно - краеведческий музей мордовской культуры и быта
Руководитель музея: Бозорова Екатерина Ивановна
График работы
Дни и время работы – Понедельник – пятница – 09.00 – 16.00 Выходные дни – Суббота, воскресенье
Совет музея
1. Бозорова Е.И. – руководитель музея, председатель Совета музея, педагог ДО «Активисты школьного музея». 2. Левшанова Н.В. – ЗДВР 3. Лютина В.Ф. – ЗДУВР, учитель географии 4. Буртасова В.И. – старшая вожатая, педагог ДО «Мордовский фольклор». Командиры классов.
Цели и задачи музея
Цель – Воспитание у учащихся гражданственности, российского патриотизма, толерантности, активной жизненной позиции, всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, возрождение, сохранение, развитие культуры мордовского народа, развитие творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Задачи: 1. Создание системы гражданско-патриотического воспитания учащихся, способствующей социализации молодежи и осознанию школьниками принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность. 2. Привлечение молодежи к активному участию в поисково – исследовательской работе: поиску и сбору краеведческого характера; учету и хранению собранных предметов и документов; их систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно–воспитательной работе в школе. 3. Проведение на базе материалов музея массовых мероприятий, посвященных дню Победы, дням воинской Славы, дню защитника Отечества, другим памятным датам в истории страны, региона, села; 4. Проведение экскурсионной работы.
Областной Конкурс проектов школьного музея на грант «Сохрани свою историю»
Участие в номинации «Проекты по изучению истории, традиций и обрядов родного края»
«Сохрани свою историю»
Краткая характеристика музея
Музей открыт в 1985 году к 40–летию Победы в Великой Отечественной войне. В 2000 году музей паспортизирован и получено Свидетельство о присвоении статуса музея образовательного учреждения /приказ Управления образования № 353 от 28 июля 2000 года/. В 2002 – 2003 учебном году музей занял 1 место в районном смотре – конкурсе школьных музеев. В 2007 году за активное участие в областном конкурсе на лучшую организацию работы школьных музеев в патриотическом воспитании учащихся музей получил Диплом ГОУ ДОД Областного центра детско – юношеского туризма и краеведения. Работой музея руководит Совет музея, состоящий из педагогов и учащихся, который разрабатывает краеведческие задания по классам и действует согласно Положению о школьном музее.
Экспозиции музея
История села
Экспозиция музея начинается со стенда «История села», где по фотографиям прослеживается связь прошлого с современностью
История школы
Следующий стенд «История школы», который показывает историю становления школы в селе, где запечатлены коллективы учителей, работающих еще в старой школе и нынешний коллектив учителей.
Никто не забыт, ничто не забыто
Особое место в музее занимают три последующих стенда, посвященных военно-патриотической тематике: первый из них «Никто не забыт, ничто не забыто», на котором сосредоточены списки погибших в Великой Отечественной войне, а также фотографии с открытия памятника погибшим воинам-землякам, материалы об учителях-ветеранах.
Сергей Петрович Кондрашкин
Второй стенд посвящен нашему земляку Сергею Петровичу Кондрашкину, повторившему подвиг Александра Матросова в далеком Заполярье Мурманской области. Много материалов собрано о нем в результате поисковой работы: это рисунки Р.Яхнина, художника с г.Санкт-Петербург, который запечатлел подвиг С.П.Кондрашкина, поэма «Сергей Кондрашкин», написанная местной поэтессой Л.М.Шапошниковой, бывшим окулистом Кузоватовской ЦРБ, анкета-запрос о награждении С.П.Кондрашкина орденом Отечественной войны и справка Центрального архива о награждении, которые нам предоставил М.Т.Чугуряев, майор в отставке из областного Совета ветеранов и др.
Время выбрало нас
Третий стенд «Время выбрало нас» посвящен нашим землякам – афганцам, исполнявшим воинский интернациональный долг в ДРА.
Алексей Анатольевич Фионов
Особо почитаема следующая экспозиция, посвященная нашему выпускнику 1994 года Алексею Фионову, прослужившему всего полгода и погибшему в Чечне, исполняя свой воинский долг.
Школа – победитель ПНПО «Образование» 2007 года
Завершают экспозицию последние стенды, посвященные школе, как Победителю ПНПО «Образование» и достижениям музея.
Алексей Илларионович Фионов
17 апреля в нашу школу прибыли гости из разных уголков нашей страны: г.Твери, г.Чапаевска Самарской области, г. Ульяновска. Это была семья Фионовых из заброшенного села Лесное Чекалино, что близ Кивати. Что привело их в наш край, в наше село, нашу школу и в наш школьный музей? А привело этих людей к нам – огромная любовь к родному краю нашего бывшего ученика и любовь к нему – Фионову Алексею Илларионовичу, уроженцу с.Лесное Чекалино. Его родные приехали, чтобы увековечить его память на его родине.
Еще в октябре 2008 года в школу приезжали его сын и сноха с просьбой уделить в нашей школе и музее уголок, чтобы можно было познакомиться с ним и его деятельностью поближе. Конечно, желание его родных совпало с интересом работников школы. Они обещали к концу учебного года привести материал о нем и изготовить мемориальную доску. Познакомившись в музее с его экспозицией, они были приятно удивлены тем, что у нас уже оформлен стенд об Алексее Фионове, выпускнике школы 1994 года, погибшем в Чечне. Теперь в музее появились мемориальная доска и книжка - раскладушка об еще одном Алексее Фионове, выпускнике семилетней школы 1951 года. В планах музея и юных краеведов выяснить родственные корни двух Алексеев Фионовых, потому что у всех посетителей музея возникает вопрос: «А они родственники?» Вот поле деятельности для поисково – исследовательской работы.
Музейное пространство школы
«На страже Родины»: «Подвигу народа жить в веках» «Они знают войну в лицо» «Выпускники школы на страже Родины» «Родные истоки».
Экскурсии 1. Обзорная 2. История села 3. История школы 4. Никто не забыт, ничто не забыто 5. Сергей Петрович Кондрашкин 6. Время выбрало нас 7. Алексей Анатольевич Фионов 8. Алексей Илларионович Фионов 9. Школа – центр возрождения мордовской национальной культуры 10. Крестьянская изба 11. Предметы быта 12. Музыка времен 13. Ремесла и промыслы нашего села 14. Пионерская и комсомольская организации школы 15. Мордовская одежда
Один из крупнейших методистов-историков А.И.Стражев писал: « Знать свой край – это значит использовать богатейшие данные, которые помогают на конкретных образах прощлого иллюстрировать и углублять исторические знания учащихся. Без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание отечественной истории». История нашего края интересна, богата значительными событиями и именами, поучительна. Её изучение приобретает особую притягательную силу, если оно осуществляется путем ознакомления с вещественными памятниками прошлого, предметами старины. Осмотр исторического памятника превращается в общение с прошлым, вызывает яркие образные представления о событиях, связанных с этим памятником, памятным местом, о применении старинных предметов. Не случайно народная мудрость гласит: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Огромную помощь в этом оказывает школьный музей. Музей - это прежде всего живая связь с современностью, т.к. краеведческий музей не должен быть простым хранилищем ценных документов и памятников. Непрерывное пополнение его коллекций – одна из первых задач музея. Школьный краеведческий музей учит ценить и понимать смысл, значение памятников, предметов, окружающих человека, он пробуждает сознательную любовь к окружающему, к своему родному краю, к Родине. Центром краеведческой работы в школе является школьный краеведческий музей, созданный к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1985 году. Совместными усилиями учителей и учащихся была проведена огромная поисковая и исследовательская работа. Было собрано и оформлено много материалов по истории села, колхоза, школы: оформлены альбомы, документы и стенды постоянной экспозиции. Несколько раз за это время музей менял свое место. Последний раз в 2008 году, в связи с приятными событиями. Выиграв Президентский грант из миллиона рублей, были выделены 100 тысяч рублей на обновление музейного оборудования. Сегодня музей занимает специально отведенное помещение площадью 20 кв. м. и имеет музейное пространство «На страже Родины» и «Родные истоки».
Кроме постоянных экспозиций в музее хранятся старинные фотографии, документы, шинель времен Первой мировой войны, старинные мордовские платья, лапти, а также предметы старины и быта мордовского народа: самовары, утюги, глиняные горшки, прялки, расшитые полотенца, подзоры и многое другое.
В прошлом году участвуя в областном конкурсе проектов школьного музея на грант «Сохрани свою историю» музей принял участие в номинации «Проекты по изучению истории, традиций и обрядов родного края», занял V место. Активисты музея решили создать «живой» музей, воссоздав внутренний интерьер крестьянской избы, где будет воспроизведен внешний вид крестьянской мордовской избы, ее внутреннее устройство и убранство, собраны разнообразные экспонаты, дающие представление о хозяйственно - бытовом укладе и трудовой деятельности прошлого, о разнообразных промыслах и ремеслах. Работа по созданию этого проекта продолжается. В связи с нехваткой помещения музей охватывает музейное пространство школы. На втором этаже оформлен Зал воинской славы «На страже Родины», который начинается с экспозиции «Подвигу народа жить в веках». Со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне прошло более 64 лет. Для нашего народа это значительная дата. Да не прервется наша память… Потому что живы ещё участники, защитники, очевидцы дней минувшей войны. Живых героев тех огненных лет осталось совсем немного, но мы помним и чтим их. Именно им и посвящается эта экспозиция. В селе осталось только три ветерана. На следующем стенде «Они знают войну в лицо» - материалы о тех , кто служил и участвовал в контртеррористических операциях на территории Чечни. Третий стенд посвящен нашим выпускникам школы – курсантам военных училищ и солдатам –срочникам «Наши выпускники на страже Родины». Этот стенд постоянно обновляется. Краеведческий музей и музейное пространство школы являются хорошим подспорьем в учебно - воспитательном процессе школы. Он располагает необходимыми экспонатами и создает огромные возможности для разнообразных форм и методов работы с учащимися на уроках истории в преподавании отечественной истории и во внеурочное время. Столь трудная проблема предметности, доказательности в истории получает материальную базу в виде подлинников – первоисточников знаний. Знакомясь с историческими источниками в 5 – 6 классах делим экспонаты на письменные и вещественные. Изучая быт древних славян, в музее знакомимся с бытом наших предков – мордвы: орудиями труда, посудой, одеждой. Используя экспонаты музея, учитель истории и обществознания Бозорова Екатерина Ивановна в феврале 2009 года провела открытый урок «Мордовская культура и быт» в незнакомом 7 классе в МОУ СОШ №1 р.п.Кузоватово. Урок очень понравился учащимся русской национальности. Изучая в старших классах темы о Великой Отечественной войне, в музее знакомимся с материалами об участниках Великой Отечественной войны нашего села, ведь многих уже нет в живых, а анкеты ветеранов с их воспоминаниями сохранились. Также учащиеся привлекают эти материалы для своих сообщений и рефератов на уроках истории «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи», «Мои земляки в Великой Отечественной войне». Кроме этого учащиеся встречаются с ветеранами, записывают их воспоминания, рассказывают о своих дедушках и прадедушках. В музее хранятся материалы с сообщениями на тему «Наш край в годы войны», «Опаленное войной детство» где учащиеся рассказывали о жизни села в годы войны, о тружениках тыла. Ребята с большим интересом и вниманием слушали своих товарищей и с особой гордостью рассказывали о своих дедушках – ветеранах, даже «вечные троечники», получая за свои выступления хорошие и отличные оценки. Изучая тему «Внешняя политика в 60-80 годы» - советско-афганские отношения – используется стенд «Время выбрало нас», где есть материалы о воинах – афганцах, наших земляках. В селе сейчас проживают только два воина –интернационалиста, по мере возможности встречаемся с ними, чтим память погибших в этой войне минутой молчания. Каждый год 15 февраля проводим линейку памяти. Также используем книгу, которая хранится в музее «Солдаты «спрятанной войны» - 1979-1989 гг.», где есть материал и о кузоватовцах, погибших в Афганистане, это: Александр Юрин из с. Томылово и Михаил Ильин из с. Лесное Матюнино. Их имена тоже вспоминаем и чтим память погибших минутой молчания. В музее хранится летопись приходской церкви с.Кивать, в котором священник Ираклий Жемчужников описывает события, происходящие в стране и нашем селе начиная с конца 19 века – 1983 – 1926 годы. В этой летописи содержатся сведения об участии наших земляков и погибших в Первой мировой войне, о состоянии дел в селе во время войны. Эта летопись используется при изучении темы о Первой мировой войне. Также в ней есть сведения о революции 1905 -1907 годов, событиях Февральской и Октябрьской революциях 1917 года, об установлении Советской власти в селе, крае и о Гражданской войне. Советская власть установилась в селе мирно, был избран первый председатель сельского совета – Манин Егор Герасимович, а затем Ерёмин Матвей Алексеевич. Во время гражданской войны, 16 августа 1918 года ночью в село вступила Красная Армия, целая рота (250 человек) с оружием, пулемётами, пушками и кухней. На станции Безводовка находились чехи. 18 августа была объявлена тревога, красноармейцы готовились к бою, населению сказали: «Наступают чехи, прячьтесь в погреба и кладовые». В 2 часа пополудни на Кивать начали наступать превосходящие силы белогвардейцев и чехов со стороны Томылова, Еделева и Чурька Панда. Через полчаса начался бой, стрельба из ружей и нескольких пулемётов. Есть воспоминания старожилов, что у белогвардейцев был офицер родом из Кивати, хорошо знавший местность. Красные вынуждены были отступить. Батарея отступила к Чекалину, а пехота в урочище Аржакай. В этом бою был убит наповал красноармейский офицер – наблюдатель и ранен один красноармеец – рядовой, которого добили белочехи до смерти. Их похоронили на местном кладбище. Через 3 дня белогвардейцев начали теснить, они отступили до Еделева, там разгорелся очень сильный бой, белочехи понесли большие потери и начали спешно отступать по направлению к Сызрани. Но среди красноармейцев тоже были немалые потери. На местном кладбище села Еделево в братской могиле похоронены 76 красноармейцев и политкомиссар В.Н. Граковский. Эти материалы с интересом используются учащимися 9 – 11 классов при изучении соответствующих тем. Они делают сообщения, пишут рефераты, выступают на краеведческих конференциях о событиях в нашем селе. Также учащиеся совершили поход в с.Еделево, посетив и братскую могилу. В музее хранится альбом «Наше село за 60 лет Советской власти», который используется при изучении темы о коллективизации. В альбоме рассказывается о событиях в нашем селе после установления Советской власти, о создании партийной и комсомольской организаций, об организации колхоза. Колхоз в селе был создан в 1930 году. В 2000 году колхозу «Заря» исполнилось 70 лет. В настоящее время он преобразован в СПК «Киватский»..Колхозники прошли сложный тернистый путь. В схватках с противниками коллективизации они организовали коллективное хозяйство, укрепили его. В альбоме помещена часть очерка Н.В.Смыслина – корреспондента районной газеты «Знамя Ильича» - «Заря над селом». В этом очерке рассказывается о первых активистах, организаторах колхоза, коммунистах, которые много сил отдали установлению Советской власти на селе. Очерк написан по рассказам участников всех событий старейших колхозников М.Айдашкина и К.Ванькина. С помощью этого альбома учащиеся делают сообщения о создании колхоза в нашем селе, о раскулачивании, о классовой борьбе в селе. Многие узнают в очерке своих родных. А это ещё один плюс в изучении отечественной истории. Ребята изучают историю страны через изучение своей семьи, своей родословной. Недаром большинство учащихся школы имеют положительные оценки по истории России. Материалы и экспонаты музея используются не только на уроках истории, но и во внеурочное время. В школе проводится большая внеурочная работа по краеведческому и военно – патриотическому направлению. Ребята, члены кружков «Знатоки родного края», «Активисты школьного музея» участвуют в различных конкурсах, смотрах, викторинах, и есть хорошие результаты учащихся /прилагается/. Для выполнения воспитательных задач в школе намечаются и проводятся различные мероприятия: классные часы, конкурсы, фестивали, Уроки мужества, линейки памяти и т.д. Направляет и координирует работу Совет музея, состоящий из учени ков и учителей. Педагогическое руководство работой музея осуществляет Бозорова Е.И., учитель истории и обществознания. Совет музея разрабатывает перспективный, экспозиционный, тематический планы. Совет музея тесно взаимодействует в этом направлении с кружками «Знатоки родного края», «Мордовский фольклор», клубом «Поиск». Совет музея совместно с членами краеведческих кружков организует встречи с жителями села, записывают их воспоминания, обобщают и оформляют собранный материал. Актив постоянно занимается следующей работой: пополняет фонд музея путем организации поисковых заданий для учащихся школы; изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение; осуществляет создание экспозиций, выставок; готовит и проводит экскурсии; оказывает содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе; готовят и проводят различные мероприятия. Чтобы охватить поисково-исследовательской работой большее число учащихся школы в школе работает клуб «Поиск». Каждый класс получает поисковое задание и выполняет его. Так накапливаются материалы, собранные учащимися в результате поисковой работы. Также по этим заданиям ребята готовят макеты, диарамы. Особенно отличились выпускники 2006 года, которые изготовили диараму «Подвиг С.П.Кандрашкина» и макет крестьянской избы. Ребята срубили настоящий сруб в уменьшенном размере, обставили его. Стали традиционными обзорные и тематические экскурсии по музею и музейному пространству школы, конкурсы рисунков и фотоконкурсы «Природа моего края», «Миру – мир», конкурсы сочинений «Люблю тебя, мой край родной». 27 сентября во Всемирный день туризма в рамках областной акции «Посети школьный музей»ежегодно организовываются и проводятся обзорные экскурсии для 1- 11 классов, а также музей посещают учителя и все желающие. На базе музея ежегодно проводятся Дни Памяти наших земляков – 15 января- С.П.Кандрашкина, в день совершения им бессмертного подвига – закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота; 16 декабря - почитаем память своего выпускника Алексея Фионова. В эти дни проводятся Линейки памяти, экскурсии в музей, вечера «Подвигу – 60», «Солдатами не рождаются», соревнования по волейболу, пионерболу и настольному теннису, посвященные их памяти. Учащиеся наводят порядок на улицах села, носящих их имя. Память их священна. 15 февраля – в день вывода войск из Афганистана проводим День памяти погибших в ДРА и других локальных конфликтах. Минутой молчания почитаем память земляков – кузоватовцев, афганцев. Проводятся встречи, уроки мужества с солдатами, служившими в ДРА и Чечне. С 23.01 – 23.02 ежегодно в школе проходит месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы; с 1 по 9 мая – декада «Вахта памяти» которые позволяют активизировать патриотическую деятельность: проходят вечера встречи, поздравления ветеранов войны и солдат срочной службы, выпускников-курсантов военных училищ. Каждый год 09.05 вся школа участвует в Митинге Победы, готовит большой концерт для всех жителей села. Малыши готовят различные поделки, участвуя в акции «Подарок ветерану». Также проводятся тематические вечера: «Города – Герои», «Подвигу – 65», «Ульяновской области - 65», «Основание Симбирска и освоение края в XVIII веке». Активисты музея ежегодно участвуют в районных краеведческих конференциях, сотрудничают с районным краеведческим музеем. В прошлом учебном году на базе школы проводилось много различных мероприятий районного и областного уровня, для всех участников которых проводилась обзорная экскурсия и музей включался как один из этапов работы. Это: 19.12.08 г. - Деловая игра «Подари себя миру» для заместителей директоров по воспитательной работе и ученической коллегии района, в которой приняли участие 74 человека; 25.02.09 г. – Районный агитпоезд «Мы за здоровый образ жизни» Еделевского сельского поселения - 89 человек; 14.03.09 г. – День Республики Мордовия, в котором приняли участие гости из г.Саранска и районов РМ, областной мордовской национальной автономии г.Ульяновска и районов области, мордовских сел нашего района – 165 чел, 03.08.09 г. – Областной фестиваль «масторавань морот» - 285 человек; 26.08.09 г. – участники августовского педагогического форума секций учителей – технологии, информатики и физической культуры – 65 человек. Также ежегодными стали встречи с выпускниками школы в феврале – 103 человека, 22.08.09 г. проходила встреча выпускников, окончивших школу 30 лет назад – 23 человека. Для участников всех этих мероприятий при посещении музея были проведены обзорные экскурсии и они оставили в книге отзывов слова признательности. Всем известно, как дети любят играть в войну. Это качество нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые им качества, как сила, смелость, ловкость, быстрота, различные умения, преданность и любовь к Родине. Защита Отечества – священный долг гражданина России, и готовиться к выполнению этого долга нужно, как говорится, со школьной скамьи. Одним из основополагающих факторов высокой боевой готовности воинов Российской Армии и Военно-морского флота являются их отменная физическая, психологическая и нравственная подготовленность, основы которой должны закладываться в общеобразовательной школе. Правильная организация физической и нравственной подготовки эффективно содействует повышению у допризывной и призывной молодежи дисциплинированности, организованности, формирует необходимые физические и моральные качества, которые присущи человеку физически развитому, выносливому, решительному, смелому, обладающему крепкими нервами. Чтобы способствовать подготовке учащихся к службе в армии в школе проводятся различные соревнования по волейболу, пионерболу, футболу, Дни здоровья, кроссы, спартакиады , малые олимпийские игры, «Ралли выживания» и многое другое. Ежегодно школьники участвуют в параде юнармейских отрядов «Честь имею», военно-патриотической игре «Зарница», конкурсах «Золотая стрелка», «Безопасное колесо». Юноши 10 классов принимают участие в военно-полевых сборах. Весь мужской пол школьников участвует в конкурсах «А ну-ка, парни», в рыцарских и богатырских турнирах. Самое привлекательное для юных краеведов – это походы и туристические поездки. Осенью и весной проводим мини – походы в лес с готовкой пищи на костре. Летом организуем походы в соседние села и поездки в город Ульяновск, где посещаем площадь 30-летия Победы и возлагаем цветы к стеле с именем А.Фионова и с именами воинов – афганцев – кузоватовцев, а затем посещаем музеи города /прилагается/. Совершая походы, ставим не только развлекательную цель, но и поисковую, исследовательскую. От всех походов и поездок составляем отчеты, которые остаются в музее и затем используются в урочной и внеурочной деятельности. Третий год участники давыдовских чтений участвуют в праздниках в конце июля, посвященных дню рождения Д.В.Давыдова, проводимых Общественным фондом – «Денис Давыдов – патриот России».Третий год все наши участники становятся победителями и лауреатами в номинации «викторина», на лучшее знание жизни и деятельности Д.В.Давыдова. В школе уже собрано очень много материала о нем, который используется участниками этих чтений, а также учащимися школы при проведении уроков, посвященных Отечественной войне 1812 г. Ребята с увлечением рассказывают о нем на уроках. Хочется только добавить, что наше село Кивать –это мордовское село. Чтобы пробудить чувства любви к малой Родине, интереса к ее прошлому и настоящему, ощущения своей кровной связи с этой землей в 90-е годы школа поставила задачу возрождения мордовской национальной культуры. За это время проделана огромная работа и в этом году педагогический коллектив разработал программу «Школа – центр возрождения национальной мордовской культуры на 2007 - 2012 гг.», целью которой является: формирование школы как центра возрождения, сохранения, развития культуры, традиций, обрядов мордовского народа. С этой программой школа включилась в конкурс лучших образовательных учреждений активно внедряющих инновационные программы и с честью выиграла в нем Президентский грант – миллион рублей. Педагоги через уроки и работу кружков «Знатоки родного края», «Мордовский фольклор», клуба «Поиск», ансамбля «Пизелне», лауреатов многих конкурсов,создают условия для освоения детьми традиционной культуры своего народа. Развивают творческую деятельность по возрождению, сохранению и развитию ее через изучение народной экологии, педагогики, традиционного знания природы своего родного края, обрядовых праздников, родной речи, музыкальной и танцевальной культуры, прикладного и изобразительного искусства. Второй год в селе проводятся этнографические фестивали мордовского народа, на берегу речки Томышовки вырос целый этнографический комплекс – мордовская крестьянская усадьба, куда на праздники для убранства избы также используются экспонаты музея. Широта использования музея в учебно-воспитательном процессе безгранична, главное – не превращать его в склад старинных вещей, а широко и систематически использовать на уроках и во внеклассной работе, чтобы музей стал достоянием новых поколений школьников, стимулировал дальнейшую краеведческую работу. Главное заинтересовать школьников процессом исторического познания. Там где зародился живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес, юношеский энтузиазм в разнообразные формы работы – урок, кружок, викторина, поход и т.д. Прежде всего необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна. Это любовь к своему родному дому, селу, городу, стране. А для того, чтобы по – настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать.
Связь с СМИ Публикации: 1. «Роль экспозиций школьного краеведческого музея в военно – патриотическом воспитании школьников» - ИПК ПРО г.Ульяновска. Межрегиональная научно – практическая конференция «Краеведение в системе общего образования» по проблеме «Роль краеведения в системе патриотического воспитания подрастающего поколения - Апрель 2007 г. 2. «Обращаясь к истокам» - газета «Кузоватовские вести», №58-60, 14 .09.07 г. 3. Роль экспозиций краеведческого музея мордовской культуры и быта МОУ СОШ с. Кивать Кузоватовского района Ульяновской области в преподавании курса отечественной истории» - «Вестник Ленинского мемориала. Выпуск 9., Институт российской истории РАН. Областное государственное учреждение культуры «Ленинский мемориал», Ульяновск, издательство «Вектор-С», 2007./ 4. «Достиг всего сам» - газета «Кузоватовские вести», №29 -30, 29.05.09 г. О нас пишут: 1. «Шумбра чи тененьк, ялгат» - «Кузоватовские вести» февраль 2007 г. 2. «Школа – центр национальной культуры» - «Кузоватовские вести» 20.04.2007 г. 3. «Песни матери -земли» - «Ульяновская правда» - 22.09.2007 г. 4. «В старинной усадьбе»- «Кузоватовские вести» - август 2007 г. 5. «Побеждает школа – выигрывают все» -«Кузоватовские вести» - 05.10.2007 г. 6. «Праздник получился общий» - «Кузоватовские вести» - 19.10.2007 г. 7. «Интересные мероприятия» - «Кузоватовские вести» - 25.07.2008 г. 8. «Школа жизни» - «Кузоватовские вести» - 25.07.2008 г. 9. «Благословенный день в Кивати» - «Кузоватовские вести» - 08.08.2008 г.